Умственная отсталость

Когда в семье появляется ребенок с ментальными особенностями, это становится настоящим ударом для всех. Родители, как правило, начинают копаться в прошлом, ища виноватых, терзают врачей вопросами, пытаясь понять, почему так произошло. Они выдвигают собственные теории и надеются, что медики их
Наши специалисты с радостью ответят на все интересующие вас вопросы
Определение умственной отсталости
Умственная отсталость, известная также как интеллектуальная недостаточность, представляет собой нарушение развития, характеризующееся значительными ограничениями как в интеллектуальном функционировании, так и в адаптивном поведении, которое проявляется в концептуальных, социальных и практических адаптивных навыках. Эти ограничения возникают до достижения человеком 18-летнего возраста.
Адаптивное поведение включает в себя способность человека эффективно функционировать в повседневной жизни и соответствовать требованиям окружающей среды. Ограничения в адаптивном поведении могут проявляться в таких областях, как общение, самообслуживание, бытовые и социальные навыки, использование общественных ресурсов, самонаправление, здоровье и безопасность, досуг и работа.
Причины умственной отсталости
Причины этого состояния многообразны и могут быть разделены на несколько категорий:
-
Наследственные факторы — хромосомные отклонения, в частности трисомия 21 (синдром Дауна) и моносомия X (синдром Тернера), нередко обусловливают интеллектуальную недостаточность. Мутации в отдельных генах, к примеру, фенилкетонурия или синдром Мартина-Белл (ломкой X-хромосомы), также способны вызывать задержку умственного развития.
-
Факторы пренатального периода — инфекционные заболевания матери, в частности, краснуха и цитомегаловирусная инфекция; злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами в период беременности; недостаточное питание матери, характеризующееся дефицитом необходимых витаминов и микроэлементов; воздействие вредных химических веществ и токсинов — все это представляет серьезную угрозу для нормального развития плода, приводя к необратимым последствиям.
-
Перинатальные факторы — охватывают события, которые разворачиваются в процессе родов. Роды раньше срока, кислородное голодание новорожденного (гипоксия) и травмы, полученные при рождении, могут вызывать повреждения головного мозга, что, в свою очередь, может привести к задержке умственного развития.
-
Постнатальные факторы — включают в себя факторы, возникающие после рождения. В частности: инфекционные заболевания, менингит и энцефалит, эпилепсия, травмы головы; воздействие токсинов (свинец, ртуть, пестициды); недостаточное питание (дефицит йода, железа) способны оказать негативное влияние на интеллектуальное развитие. Недостаток внимания и развивающих занятий в раннем детстве также могут отрицательно сказаться на формировании когнитивных функций.
В некоторых случаях точная причина умственной отсталости остается неизвестной, что подчеркивает сложность этого состояния.
Симптомы умственной отсталости
Симптомы варьируются в зависимости от степени тяжести, включая задержки в речевом, моторном и социальном развитии, а также трудности в обучении, адаптивном поведении, памяти и внимании.
Признаки умственной отсталости включают:
-
Задержка в развитии речи, моторики и социальных навыков.
-
Трудности в обучении, понимании и запоминании информации.
-
Проблемы с самообслуживанием, социальными навыками, управлением финансами и безопасностью.
-
Трудности с концентрацией внимания и решением проблем.
-
Импульсивность, агрессия, самоповреждающее и стереотипное поведение.
Симптомы зависят от степени тяжести:
-
Легкая степень — освоение навыков начальной школы, возможность самостоятельной жизни с поддержкой.
-
Умеренная степень — проявляется значительной задержкой в моторном развитии, трудностями в освоении речи и социальных навыков. Обучение чтению, письму и счету затруднено, основное внимание уделяется практическим навыкам. Требуется значительная поддержка в повседневной жизни.
-
Тяжелая степень — характеризуется выраженной задержкой во всех областях развития, ограниченной речью или её отсутствием, а также значительными моторными нарушениями. Обучение крайне ограничено, пациенты не способны к академическому обучению и нуждаются в постоянном уходе во всех аспектах жизни.
Общие симптомы для всех степеней включают проблемы с памятью и вниманием, трудности с общением, проблемы с решением проблем и эмоциональную незрелость. Часто сопровождаются сопутствующими тяжелыми заболеваниями, такими как эпилепсия, нарушения зрения или слуха, церебральный паралич.
Диагностика умственной отсталости
Часто родители, из-за сильной любви к своему ребенку, пропускают первые звоночки болезни. Обычно, воспитатели и учителя первыми замечают, что что-то не так в развитии ребенка. Чтобы точно определить, есть ли у ребенка задержка в развитии, его направляют на специальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Там специалисты смотрят:
-
как ребенок мыслит логически и какая у него память.
-
как хорошо он умеет говорить и выражать свои мысли.
-
как быстро и правильно он реагирует на разные задания.
Диагностика умственной отсталости включает сбор информации о развитии, наблюдение за поведением и психологическое обследование (IQ-тесты и оценка адаптивных навыков). IQ-тесты, такие как Векслера и шкала Стэнфорд-Бине, оценивают интеллект, а шкалы Вайнленда и AAMR — способность к самообслуживанию. Диагноз УО ставится на основе всех полученных данных.
Лечение умственной отсталости
Лечение умственной отсталости — это комплексный и длительный процесс, требующий терпения, любви и, конечно же, профессиональной помощи.
Что входит в этот комплекс?
Медикаментозная терапия — здесь речь идет о лекарствах, которые помогут справиться с сопутствующими проблемами, такими как эпилепсия, гиперактивность или нарушения сна.
Психолого-педагогическая коррекция — здесь работают дефектологи, логопеды, психологи. Они помогают ребенку развивать навыки общения, обучения, самообслуживания, адаптироваться к жизни в обществе.
Социальная адаптация — важно, чтобы ребенок общался со сверстниками, участвовал в играх и мероприятиях, посещал кружки и секции.
Работа с семьей — родители — главные помощники в лечении. Им необходимо научиться понимать своего ребенка, поддерживать его.
Наркологическая клиника готова оказать любую помощь детям с таким диагнозом.
Читайте также статьи по теме
Клиники, в которых Вам помогут

Грайвороновская улица, 23с3
+7 (495) 105-99-62
Новоданиловская набережная, 4с2, Москва, 117105
+7 (495) 105-99-62





Кодирование от алкоголизма гипнозом