+7 (495) 109-26-92

Умственная отсталость

Умственная отсталость

Когда в семье появляется ребенок с ментальными особенностями, это становится настоящим ударом для всех. Родители, как правило, начинают копаться в прошлом, ища виноватых, терзают врачей вопросами, пытаясь понять, почему так произошло. Они выдвигают собственные теории и надеются, что медики их

Не тратьте свое драгоценное время — звоните!

Наши специалисты с радостью ответят на все интересующие вас вопросы

+7 (495) 109-26-92
подтвердят. Например, папа может считать, что в умственной отсталости ребенка виновата мама, которая, по его мнению, недостаточно тепло одевалась во время беременности и из-за этого простудилась. Мама, в свою очередь, может винить мужа, который, во-первых, не прочь выпить, а во-вторых, у него в родне есть тетя с эпилепсией. Часто оба родителя склонны обвинять врачей, акушеров-гинекологов, считая, что они что-то упустили или сделали не так.

Определение умственной отсталости

Умственная отсталость, известная также как интеллектуальная недостаточность, представляет собой нарушение развития, характеризующееся значительными ограничениями как в интеллектуальном функционировании, так и в адаптивном поведении, которое проявляется в концептуальных, социальных и практических адаптивных навыках. Эти ограничения возникают до достижения человеком 18-летнего возраста.

Адаптивное поведение включает в себя способность человека эффективно функционировать в повседневной жизни и соответствовать требованиям окружающей среды. Ограничения в адаптивном поведении могут проявляться в таких областях, как общение, самообслуживание, бытовые и социальные навыки, использование общественных ресурсов, самонаправление, здоровье и безопасность, досуг и работа.

Причины умственной отсталости

Причины этого состояния многообразны и могут быть разделены на несколько категорий:

  • Наследственные факторы — хромосомные отклонения, в частности трисомия 21 (синдром Дауна) и моносомия X (синдром Тернера), нередко обусловливают интеллектуальную недостаточность. Мутации в отдельных генах, к примеру, фенилкетонурия или синдром Мартина-Белл (ломкой X-хромосомы), также способны вызывать задержку умственного развития.

  • Факторы пренатального периода — инфекционные заболевания матери, в частности, краснуха и цитомегаловирусная инфекция; злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами в период беременности; недостаточное питание матери, характеризующееся дефицитом необходимых витаминов и микроэлементов; воздействие вредных химических веществ и токсинов — все это представляет серьезную угрозу для нормального развития плода, приводя к необратимым последствиям.

  •  Перинатальные факторы — охватывают события, которые разворачиваются в процессе родов. Роды раньше срока, кислородное голодание новорожденного (гипоксия) и травмы, полученные при рождении, могут вызывать повреждения головного мозга, что, в свою очередь, может привести к задержке умственного развития.

  • Постнатальные факторы — включают в себя факторы, возникающие после рождения. В частности: инфекционные заболевания, менингит и энцефалит, эпилепсия, травмы головы; воздействие токсинов (свинец, ртуть, пестициды); недостаточное питание (дефицит йода, железа) способны оказать негативное влияние на интеллектуальное развитие. Недостаток внимания и развивающих занятий в раннем детстве также могут отрицательно сказаться на формировании когнитивных функций.

В некоторых случаях точная причина умственной отсталости остается неизвестной, что подчеркивает сложность этого состояния.

Симптомы умственной отсталости

Симптомы варьируются в зависимости от степени тяжести, включая задержки в речевом, моторном и социальном развитии, а также трудности в обучении, адаптивном поведении, памяти и внимании.

Признаки умственной отсталости включают:

  • Задержка в развитии речи, моторики и социальных навыков.

  • Трудности в обучении, понимании и запоминании информации.

  • Проблемы с самообслуживанием, социальными навыками, управлением финансами и безопасностью.

  • Трудности с концентрацией внимания и решением проблем.

  • Импульсивность, агрессия, самоповреждающее и стереотипное поведение.

Симптомы зависят от степени тяжести:

  • Легкая степень — освоение навыков начальной школы, возможность самостоятельной жизни с поддержкой.

  • Умеренная степень — проявляется значительной задержкой в моторном развитии, трудностями в освоении речи и социальных навыков. Обучение чтению, письму и счету затруднено, основное внимание уделяется практическим навыкам. Требуется значительная поддержка в повседневной жизни.

  • Тяжелая степень — характеризуется выраженной задержкой во всех областях развития, ограниченной речью или её отсутствием, а также значительными моторными нарушениями. Обучение крайне ограничено, пациенты не способны к академическому обучению и нуждаются в постоянном уходе во всех аспектах жизни.

Общие симптомы для всех степеней включают проблемы с памятью и вниманием, трудности с общением, проблемы с решением проблем и эмоциональную незрелость. Часто сопровождаются сопутствующими тяжелыми заболеваниями, такими как эпилепсия, нарушения зрения или слуха, церебральный паралич.

Диагностика умственной отсталости

Часто родители, из-за сильной любви к своему ребенку, пропускают первые звоночки болезни. Обычно, воспитатели и учителя первыми замечают, что что-то не так в развитии ребенка. Чтобы точно определить, есть ли у ребенка задержка в развитии, его направляют на специальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Там специалисты смотрят:

  • как ребенок мыслит логически и какая у него память.

  • как хорошо он умеет говорить и выражать свои мысли.

  • как быстро и правильно он реагирует на разные задания.

Диагностика умственной отсталости включает сбор информации о развитии, наблюдение за поведением и психологическое обследование (IQ-тесты и оценка адаптивных навыков). IQ-тесты, такие как Векслера и шкала Стэнфорд-Бине, оценивают интеллект, а шкалы Вайнленда и AAMR — способность к самообслуживанию. Диагноз УО ставится на основе всех полученных данных.

Лечение умственной отсталости

Лечение умственной отсталости — это комплексный и длительный процесс, требующий терпения, любви и, конечно же, профессиональной помощи.

Что входит в этот комплекс?

Медикаментозная терапия — здесь речь идет о лекарствах, которые помогут справиться с сопутствующими проблемами, такими как эпилепсия, гиперактивность или нарушения сна.

Психолого-педагогическая коррекция — здесь работают дефектологи, логопеды, психологи. Они помогают ребенку развивать навыки общения, обучения, самообслуживания, адаптироваться к жизни в обществе.

Социальная адаптация — важно, чтобы ребенок общался со сверстниками, участвовал в играх и мероприятиях, посещал кружки и секции.

Работа с семьей — родители — главные помощники в лечении. Им необходимо научиться понимать своего ребенка, поддерживать его.

Наркологическая клиника  готова оказать любую помощь детям с таким диагнозом.

Читайте также статьи по теме

Клиники, в которых Вам помогут

Изображение
Клиника Преображение

Грайвороновская улица, 23с3

+7 (495) 105-99-62
Прием от 5000
Изображение
Клиника Ресет

Новоданиловская набережная, 4с2, Москва, 117105

+7 (495) 105-99-62
Прием от 5000